У участников 73-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию космонавтов Госкорпорации «Роскосмос» Сергея Рыжикова и Алексея Зубрицкого в разгаре экзаменационная сессия.
На прошлой неделе экипаж успешно сдал экзаменационную тренировку по ручному причаливанию и перестыковке пилотируемого корабля «Союз МС-27» на тренажёре «Дон-Союз-2». Сегодня на том же тренажёре у космонавтов состоялась экзаменационная тренировка по ручному сближению корабля с МКС.
В реальном полёте сближение пилотируемого корабля со станцией происходит в автоматическом режиме. Но в случае нештатной ситуации управление кораблём космонавты выполняют вручную.
Командир корабля Сергей Рыжиков выбрал экзаменационный билет № 3. В составе билета было четыре режима, каждый из которых начинался в автоматическом режиме, после чего вводились нештатные ситуации: отказ бортовой вычислительной системы или отказы радиотехнической системы сближения «Курс».
При переходе на режим ручного управления космонавты должны, прежде всего, доложить на Землю о возникновении этой нештатной ситуации, распознать её и перейти к действиям по парированию.
Операцию по ручному сближению корабля осуществляют два космонавта. Командир Сергей Рыжиков, находясь в спускаемом аппарате, непосредственно управлял движением «Союза». В этом ему помогал бортинженер Алексей Зубрицкий, рабочее место которого было в бытовом отсеке, где установлено необходимое оборудование для определения параметров относительного движения корабля. Это импульсный лазерный дальномер, предназначенный для определения дальности корабля до МКС, и блок вычисления координат для определения скорости движения. Данные, полученные от бортинженера, командир использовал для управления «Союзом».
В процессе выполнения режимов ручного сближения корабля со станцией командир регулирует скорость в продольном канале и гасит боковую скорость, а также поддерживает ориентацию «Союза» относительно МКС. После окончания сближения корабль выполняет облёт до стыковочного узла, указанного в экзаменационном билете. Облёт происходит на дальности от 250 до 160 метров. Далее выполняется разворот по крену и зависание напротив стыковочного узла.
При осуществлении ручного сближения экипаж выполняет действия в соответствии с бортовой инструкцией и требованиями методики ручного управления.
Работа экипажа и качество ручного управления кораблём оценивается по расходу топлива и затратам времени, также учитывается точность зависания по дальности, скорость в продольном канале и угловая скорость линии визирования. Они прописаны в нормативах.
Уровень подготовленности экипажа оценивала экзаменационная комиссия, состоящая из специалистов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва (входят в Роскосмос).
Сергей Рыжиков и Алексей Зубрицкий действовали согласно бортовой инструкции, замечаний к их работе у экзаменационной комиссии не было, и космонавты получили оценку отлично.
Следом за основным экипажем МКС-73 экзаменационная тренировка по сближению корабля с МКС состоялась у их дублёров — космонавтов Роскосмоса Сергея Кудь-Сверчкова и Сергея Микаева. Этот экипаж также показал экзаменационной комиссии отличные навыки по выполнению действий в режиме ручного управления во время сближения «Союза» с МКС.
Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблём «Союз МС-27» с космодрома Байконур намечается в апреле 2025 года. На нём на МКС предстоит отправиться экипажу 73-й длительной экспедиции в составе космонавтов Роскосмоса Сергея Рыжикова и Алексея Зубрицкого, астронавта NASA Джонатана Кима.